На эту статью вы могли попасть из какого угодно источника, и у кого-то мог возникнуть вопрос, какого черта статья о легендарном маршруте делает на каком-то кальянном сайте. Коротко объясняю: основной вид моей деятельности — это блог о кальянах, который я веду уже около 10 лет. Кстати, да, меня зовут Влад, будем знакомы) У меня попросту нет другого сайта, а ни в одной соцсети невозможно разместить все, что хотелось бы разместить…
Есть и другая часть аудитории, которая, скорее всего, уже сейчас задается вопросом: Влад, что за дичь ты несешь? Какой еще маршрут? Мы тут пришли посмотреть твои ТОПы вкусов табака для кальяна… Вам тоже всем привет, сейчас вытрусили всю муку из головы, ввожу в курс дела. Мы с друзьями и Дагором (мой верный пёс, ротвейлер) прошли 30й маршрут. Как неподдельный ценитель кальяна, естественно, я брал его с собой, и как любитель природы я снял достаточно красивых видов и постарался рассказать полезные наблюдения об этом маршруте. Мы много сняли материала, и чтоб не напрягать кальянными историями тех, кто хочет подробнее изучить маршрут, я снял отдельную кальянную сюжетную линию и залил ее на кальянный канал, чтоб не грузить своих «кальянных» зрителей огромным пластом информации о походе. Я снял полуторачасовой отчет, где расскрыл темы похудения в походе, рациона, особенностей дороги, маршрута, путешествия с собакой, и прочие тонкости и полезности.
В этой статье будет финансовый отчет о стоимости снаряжения и прочих расходах. Я, если честно, сам еще не посчитал, поэтому очень страшно держать в руках огромную кипу чеков… А финансовые вопросы интересны всегда и всем, поэтому статья одна, и размещаться сслыка на нее будет как на личном канале, так и на ОКОЛОКАЛЬЯНА. Пора бы уже приступать к сути… Я, оказывается, не только перед камерой заткнуться не могу, я еще и клавиши готов сточить, дайте только что-то рассказать))
Видео поистине огромным получилось, и там я рассказал все, что могло хоть сколько-то полезным быть. Если вы его не смотрели, то вы только что меня очень огорчили, вот специально для вас короткая сводка маршрута и больше я с вами не разговариваю))
Старался тречить только перебросы между лагерями и радиалки, мелкими перемещениями на привалах старался не забивать маршрут. По итогу за 7 дней непроизвольно «скопилась» прикольная цифра километража: 97,97км) Если что, использовал часы Honor MagicWatch 2 Flax Brown (они же на AliExpress). В случае каких-то несоответствий все вопросы к ним)
Вошли в заповедник с КПП «Яровая поляна» на КПП «Лагонаки». Нас вообще ни в какую не пускали с собакой. 4,2 км расстояние до Инструкторской щели, 428 м подъем и всего 70 м спуска. Для первого дня, когда сумки максимально заряжены многим, это может быть тяжеловато. С того же КПП «Лагонаки» 6 км, но подъем очень лайтовый.
После ночевки в Инструкторской щели мы оставили вещи и поднялись на Оштен, подъем достаточно несложный. Нужно понимать еще, что все ходят с разной скоростью, все расстояния, которые вы будете видеть на скриншотах из приложения, я бы прошел ровно в 2 раза быстрее. У меня 194 см роста, я очень много ходил по жизни один, люблю ходить, приучил себя делать это быстро, но на меня не стоит равняться. Время, которое вы видите, как раз усреднено на 6 человек, но, опять же, когда мы ходим, мы часто обгоняем много бригад. Я это все пишу не для того, чтоб выпендриться, это сейчас очень важная информация. В заповеднике очень много медведей, за 7 дней 3 раза мы их встречали, даже когда были просто на тропе. Вот идешь, а в 10 метрах от направляющих стоит на двух лапах двухметровая тушка. И ладно, мы их видели днем, а хотели бы встретися с мишкой ночью, когда они на охоте?) Не думаю. Да и нам, отдыхающим в лагере, мешают спать ночные крики из леса. И это не смельчаки, которые пошли по нужде в лес, это те самые ребята, которые доверились навигатору в телефоне и совсем не оставии запас времени, чтоб прийти в лагерь до темна… Вот мы и подошли к очень важной теме, к таймингу относитесь максимально внимательно! Рассчитывайте свои силы и способности, изучайте маршрут, смотрите, где какие подъемы, взвешивайте, осилите ли вы 400 метров подъема на расстояние 3 км с рюкзаком за плечами?
Так сложилось, что в первый день у Насти был рюкзак с «мужским» весом — около 23кг. И даже она, тренированная, спортивная, ловила мышечные отказы по мере подъема. Это так сильно «закислило» мышцы, что она потом два дня еле ходила. Кстати, да, силы также равномерно распределяйте, не шагайте как в последний раз. Опять меня понесло… К чему я это все? Навигатор не раз нам показывал время, к примеру, 2 часа, а шли мы все 6. Отсюда и все истории, когда люди в потёмках бредут в лагерь (который, кстати, может быть закрыт) под напряжением от мишек. Тот же приют Фишт в 8 уже закрывается и подается напряжение на забор, будете ломиться, кричать, чтоб вас пустили, разбудите всех, да и вообще зачем оно вам нужно))
На этой замечательной фотке Большой Медведицы есть две интересные звезды, которые почему-то светят в горе. Это как раз те самые «ночные ходоки», которым идти еще около двух километров. Кстати, эти фонарики как раз на маршруте Инструкторская щель — приют Фишт, мы шли той же дорогой, только когда было светло. Кстати, на этом же маршруте на подходе к приюту и была первая встреча с медведем. Мы, конечно, начали громко себя вести, стучать в тарелки, как-то прошли, но в приюте нас предупредили, что местные мишки на «ты» с людьми и их ничего из этого не пугает) Мы, получается, отдохнули после Оштена, перекусили, собрались и погнали в приют Фишт. Крутых подъемов не припомню уже, но и часы показывают за 12 км 380 м набора и 846 м спуска.
Три ночи в приюте Фишт, три радиалки, озеро Псенодах, Малый и Большой Фиштинские ледники. На Большой ледник я не попал из-за собаки, кстати, поэтому отчет только за половину маршрута. Нас с собакой остановила скала небольшая, но хорошо что мы не попробовали на неё забраться — там были скалы еще повыше, а также много ущелий.
Один из непростых перебросов был из приюта Фишт до приюта Бабук-Аул. Нужно понимать, что указатель на Фиште показывает 21 км — это расстояние не до приюта, а до кордона Бабук-Аул, с которого вы можете уже трансфером переброситься до приюта, а это 4,5 км.
Было нерадостно узнать после 21го километра, что еще 4,5 км нужно чесать по каменистой дороге. Мы были полностью промокшие, что не радовало. Вся дорога — это сплошной спуск с гор, крутые глинистые спуски в туманном лесу и по дождливой погоде. Если не уверены в своих силах, можно остановиться на восьмом километре в горных домиках, там же и перекусить местными лепёшками из натурпродукта, мацони и настоящим сыром из Адыгеи)
За этим домиком разрешают и лагерь разбить, но обычно все идут одним махом. Мы тоже решили не оставаться мокрыми в горах, пошли в низину, где уже были тепло, свет, душ и туалеты. У ребят спальники промокли так, что аж воду из них выжимали, даже несмотря на чехол на рюкзаке. То есть на чехлы особо не расчитывайте — их недостатком является то, что дождь стекает за шиворот с них, и со стороны спины все промокает насквозь… Мокрые, но в тепле мы переночевали и двинули на Солохаул, который считается завершением маршрута. 20 км каменистой дороги с лайтовым спуском, много кто идет пешком, но можно при желании и доехать за 6 000 р на уазике, который вмещает до 10 человек, или заказать более тяжелую артилерию за 15 000, он уже вмещает более 15 человек. Из видов — это дорога вдоль горной реки и водопад.
С Солохаула доехали большим автобусом до Дагомыса — смывать в море пот похода) В Дагомысе мы переночевали на базе Рассвет в кемпинг-зоне, и электричкой двинули в Краснодар.
Тут перечень нашего снаряжения и то, что брали с собой в рюкзаках. Что-то уже было, что-то докупали, тут уже ориентируйтесь сами. Четкую смету сложно вывести, сколько именно ушло конкретно на этот поход, но я постараюсь учесть все, а вы уже для себя учтете, что вам нужно.
Бензин: туда — 5906 р; обратно — 6095.
Платные дороги: туда — 5420 р; обратно — 4160 р.
Газовые баллоны: 696 р за 12 штук.
Кемпинг: 400 р за сутки (палатка 300 р + за человека по 100 р).
Электричка: 1700 р за Настин билет, так как на дневной рейс взяли последний билет, который был в С-классе. 875 р за меня и Дагора, собачий билет стоит примерно треть от цены человеческого.
Перекус перекусом, но оставили мы там денег, как в ресторане) 4900 р вышел чек на шестерых.
Лепёшка: 200 р.
Литр мацони: 250 р.
Сыр: 600 р.